Обучение детей по системе Монтессори
Мария Монтессори разработала собственную систему обучения еще в начале 20 века. Сначала она использовалась для работы с детьми, имеющими особенности развития. Затем программа стала применяться для обучения всех детей. Многие родители до сих пор желают устроить ребенка в Монтессори-сад. Другие пытаются заниматься по этой системе самостоятельно. Рассмотрим все ее особенности, преимущества и недостатки.
Об авторе
Мария Монтессори — первая итальянская женщина-педагог и врач. Она разработала методику, суть которой можно описать так: «Помоги мне выполнить это самостоятельно». Она считала, что все дети охотно получают новые знания. Все, что требуется от родителя и педагога — создание комфортной среды для развития, обучение пользованию теми или иными предметами, предоставление ребенку права выбора.
После получения диплома Мария работала помощником психиатра, занимавшегося лечением умственно отсталых детей. Пациенты были одиноки, не имели игрушек, и занятия с ними не проводились. Дети ожили, когда Мария принесла им бусины, лоскуты и коробки.
В последующем Монтессори возглавила Ортофренический институт. Там обучали педагогов для работы с детьми, имеющими особенности развития. На базе института функционировала школа, где Мария обучала детей по своей методике. Многие особенные дети после регулярных занятий смогли перейти на общеобразовательную программу.
Через некоторое время Монтессори начала заниматься со здоровыми детьми. Были открыты детские сады, дом ребенка. Мария продолжала совершенствовать свою систему обучения.
Понятие сенситивных периодов
Так называется возраст, в котором ребенок легче всего осваивает те или иные навыки. При неправильном выборе времени обучаться будет сложно и скучно. Монтессори определила 6 сенситивных периодов:
- Восприятие порядка (0-3 года). Считается, что 2-летнего ребенка научить собирать игрушки проще, чем 4-летнего. Соблюдения порядка — принцип системы Монтессори. Детей учат не только убирать игрушки, но и мыть посуду, подметать пол, вытирать пролитые им жидкости.
- Развитие двигательной активности (1-4 года). Самое время для посещения детских площадок. В этом возрасте активно развивается координация движений, работают все группы мышц. Упор на физическое развитие в этом возрасте поможет в будущем.
- Сенсорное развитие (0-5 лет). Это продолжительный период, в который ребенок изучает мир через тактильные, слуховые и зрительные ощущения. Появляются представления о цвете, размере и форме. С 1,5 до 5,5 лет активно развивается мелкая моторика. Монтессори применяла для этого подручные материалы: крупу, бусины, коробки.
- Речевое развитие (0-6 лет). Отсутствие речи в год — не причина для беспокойства. Развитие речи завершается к 6 годам. В этом помогают книги, наглядные материалы, карточки. В занятиях должен активно участвовать родитель или педагог.
- Развитие навыков общения (2,5-6 лет). Не стоит заставлять ребенка проявлять вежливость. Он должен научиться этому сам.
Создание развивающей среды
Каждый дом можно превратить в развивающую среду. Достаточно допустить ребенка к участию в повседневных делах: заниматься уборкой, приготовлением пищи, рукоделием, уходом за домашними животными и комнатными цветами. Лучше использовать настоящие предметы, удобные для детей.
Если говорить о специальных игровых комнатах, то они делятся на несколько зон: для изучения окружающего мира, для практических, сенсорных, математических и языковых занятий. Все необходимые материалы располагают так, чтобы ребенок мог брать и убирать их самостоятельно. Все игры должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать и договариваться.
Много времени Монтессори посвящала развитию мелкой моторики. Работа с мелкими вещами положительно влияет на память, интеллект и творческие способности. Монтессори использовала много игр, связанных со сборкой, сортировкой и шнурованием. Активно применялись натуральные материалы: игрушки из дерева, камни и ракушки. Игрушки должны быть простыми и понятными, говорила Мария. Многофункциональность не способствует развитию и перегружает нервную систему.
Преимущества системы Монтессори
Положительной стороной считается то, что ребенок учится так, как ему удобно, без сравнений и соревнований со сверстниками. На занятиях дети не испытывают страх или скуку, они проявляют инициативу и любознательность. Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, способны заниматься самостоятельно, они раньше осваивают навыки самообслуживания, уважают личное пространство других. Также такой ребенок лучше справляется со школьной программой.
Где обучают по методу Монтессори
Частные сады, работающие по такой системе, есть практически во всех городах России. Кроме того, Монтессори-группы организуются в государственных учреждениях дошкольного образования. В них всегда присутствуют дети разных возрастов: старшие дети помогают в обучении младших. Сама Монтессори начинала занятия с 3 лет. Сейчас начинают работать с детьми от 2 лет.
Продолжается обучение и в начальной школе. Однако в России такие классы встречаются только частных школах. Обучение по методу Монтессори завершается в 12 лет. Стандартные оценки в такой школе не ставятся. Однако государственную аттестацию ученики проходят. Для этого составляется отдельная программа. Проработка определенных знаний и навыков обязательна. Для Монтессори-педагогов есть немало курсов.
Какова роль воспитателя в обучении
Наставник учит работе с теми или иными материалами. От качества обучения зависит, захочет ли ребенок делать задания. Также педагог наблюдает за детьми и помогает им в освоении навыков. Если ребенок демонстрирует интерес к буквам, воспитатель создает языковую среду, подбирает соответствующие игры.
Монтессори-педагоги не навязывают свое мнение, не требуют от детей определенных ответов и действий. Основная их задача — помочь ребенку, но не выполнять задание за него. В то же время дети должны работать с удовольствием. Педагоги вмешиваются в процесс обучения только тогда, когда это на самом деле необходимо.
Есть ли недостатки
Ребенку, посещающему Монтессори-сад, сложнее приспособиться к обучению по стандартной школьной программе. Им сложно сидеть за партой и выполнять одни и те же задания. Кроме того, такой ребенок относится к педагогу, как к помощнику. Найти учителя, следующего этому принципу, непросто.
Непросто и с отношениями в обществе сверстников. По Монтессори дети занимаются индивидуально. Ролевых игр в системе нет. Договариваться дети умеют, однако дружить способны не всегда.
Кому система Монтессори не подойдет
Метод не понравится родителям, не готовым обучать ребенка полной самостоятельности. В Монтессори-саду будет сложно слишком активным и имеющим проблемы с социализацией детям. Трудности только усугубляются из-за отсутствия общения между собой. Задания на развитие мелкой моторики противопоказаны детям раннего возраста. Есть вероятность проглатывания мелких предметов. Лучше подождать, пока малыш перестанет пробовать все подряд.