Влияет ли конструктор на будущие способности?
Вопрос, который мы вынесли в заголовок, может быть неочевидным, но, как нам кажется, очень актуален и интересен. Хорошо известно, что конструкторы идеально подходят для развития мелкой моторики. Но насколько активна обратная связь рук с мозгом? И может ли частая игра в конструктор положительно влиять на развитие каких-либо способностей в будущем? Давайте разберемся.
Говорим мы о любых конструкторах для детей:больших конструкторах и маленьких, металлических и пластиковых, магнитных и на жестких соединениях – нам важен сам факт воздействия.
Сухие факты
Оказывается, что этим вопросом задаемся не только мы, его изучают уже достаточно давно, причем достаточно активно. Например, в 1982 году группа ученных взяла под наблюдение несколько десятков четырехлетних детей, игравших в разные виды игрушек с разной интенсивностью. За каждым из них записывалось большое число параметров: в какие игрушки играет, сколько часов в день, насколько в процентах одни игрушки популярнее других.
А в 1998 году исследованию подверглись уже их школьные ведомости, а точнее – оценки. Оказалось, что существует прямая зависимость между успеваемостью по математике и количеством времени, проведенным за игрой в конструктор.
Другое исследование изучало связь между умением собирать определенные виды магнитных конструкторов (временем, затраченным на сборку) и способностями к устному счету. Такая связь была выявлена у детей возрастом 3-4 года.
Все эти данные говорят о том, что взаимосвязь между интересом к конструкторам и успешностью в изучении математики, существует. Но правильно ли мы понимаем эту связь?
Взаимное воздействие
Одна из противоположных теорий объясняет результаты исследования очень просто: более способные от природы к точным наукам дети более способны и в решении технических задач, к которым относится сборка конструктора.
Что ж, это вполне может быть правдой, но не стоит забывать, что при сборке конструктора задействуется очень большое число самых разных умений, рецепторов, отделов головного мозга. Так что воздействие на мозг в данном случае однозначно есть. По меньшей мере развитие усидчивости и воли к решению задач конструкторы развивают точно, а ведь без этого сложные точные науки изучать будет очень сложно.
С другой стороны, поскольку конструктор отражает реальный мир, в котором действуют многие из тех законов, которые отражаются в точной науке, он позволяет визуализировать многое из того, с чем ребенку придется столкнуться при их изучении. А это тоже упрощает процесс познания.