Железная игрушечная дорога — популярность на все времена
Советская промышленность могла обеспечить будущих строителей социализма и коммунизма игрушками. На полках большинства детей красовались пластмассовые солдатики, машинки, и игрушечные персонажи популярных советских мультфильмов. Некоторые счастливчики могли похвастаться даже машинками на пульте управления, который питались от батареек. Дети, родители которых бывали в командировках в странах соцлагеря, получали в подарок конструкторы и прочие диковинки, отыскать которые на местном рынке было невозможно. Наиболее удачливые дети играли железной дорогой PIKO Sonneberg, которая производилась в Восточной Германии.
Работу состава в этой игрушке обеспечивала батарейка. К пластмассовому паровозу примыкали несколько вагонов. Стоит отметить, что нередко это приобретение использовалось в качестве декора. В некоторых случаях применению игрушки по назначению препятствовал дефицит плоских батареек. Впрочем, проблема решалась приобретением трансформатора. А иногда дальнейшую эксплуатацию железной дороги сводил на нет сгоревший моторчик.
Время от времени обездвиженный долгое время состав все же отправлялся в путь. Но в связи с тем, что некоторые участки плохо соединялись между собой из-за износа проводов, паровоз нередко терпел крушение. Как правило, причиной крушения становился второй пассажирский вагон, который не мог преодолеть крутой вираж и падал набок, тем самым обрекая на крушение весь состав.
Порой решить проблему регулярных крушений удавалось понижением скорости паровоза. Сделать это можно было с помощью трансформатора. Для этого нужно было немного понизить подающееся на рельсы напряжение. Позабыв про спринтерский бег, паровозик вальяжно передвигался по извечному кругу.
Даже если весь процесс происходил без сбоев, наблюдать за двигающимся по кругу составом быстро надоедало. И железная дорога вскоре возвращалась на полку, а порой и вовсе собиралась обратно в коробку. Нередки были случаи, когда кто-то из домочадцев случайно задевал собранную конструкцию, и хрупкие детали разлетались по всей комнате. И чтобы обезопасить дорогую игрушку, железную дорогу аккуратно складывали в упаковку и оставляли на хранение где-нибудь на шкафу.
Каждый мужчина в душе — ребенок
Иметь у себя дома такую игрушку мечтали не только дети, но и взрослые. И если в семье появлялась эта игра, все сразу же активно принимались за монтаж рельсов и запуск поезда. К примеру, Николай II любил играть в железную дорогу вместе с сыном.
Николай II — далеко не единственная коронованная особа, которая была неравнодушна к таким игрушкам. Так, в коллекции императора Германии Вильгельма II была железная дорога производства Marklin.
Развитие игрушки
Первым городом, где стали производить игрушечные поезда, стал немецкий Лейпциг. Связано это было с ростом популярности этого транспорта. Немецкие мастера начали делать деревянные паровозики. Немногим позднее в процесс производства игрушечных составов включилась Англия. На Туманном Альбионе производили уже металлические паровозики. Настоящим прорывом стало наличие рельсов. Довольные обладатели новомодных игрушек, уважаемые английские аристократы хвастались друг перед другом своими коллекциями железных дорог.
В то время паровозики передвигались благодаря часовому механизму. И лишь спустя годы немецкий производитель игрушек Marklin представил публике более совершенную модель. В таких паровозиках была интегрирована миниатюрная паровая машина, которая работала на спирте. Именно она обеспечивала движение состава. И даже когда в двадцатых годах XX века стали производить паровозики, которые работали на эклектической тяге, игрушки со встроенной паровой машиной не утратили своей популярности. Производятся они и по сегодняшний день. Правда, в отличие от своих современных электрических вариантов, стоят они непомерно дорого. Да и интересны они в первую очередь коллекционерам.
Позднее компания Marklin предложила еще одну весьма прорывную идею. Почему бы не стандартизировать железную дорогу? Ведь это позволило бы на одном пути использовать паровозы от разных компаний. После чего многие производители стали делать железную дорогу шириной в 32 миллиметра. Это стало общепринятым стандартом. А через некоторое время компания «Trix» предложила уменьшить ширину путей почти в два раза. Таким образом размер колеи стал 16.5 миллиметров. Новые игрушки комплектовались пультом дистанционного управления.
Как дела обстояли в России
В городе под названием Серпухов работал завод «Пресс». Именно здесь были разработаны первые прототипы советских железных дорог. Случилось это в 30-х годах прошлого века. Но массовое производство было налажено лишь после окончания Великой Отечественной войны. Так, на заводе «Прожектор» выпускали одну из самых знаменитых советских игрушечных дорог, которая получила название «Пионерская». Еще одна известная модель с незатейливым названием «02» производилась на предприятии «Счетмаш».
В наше время на российском рынке можно купить игрушечные железные дороги от таких компаний, как «Модела», «Аврора» и других. Продукция этих компаний по своему качеству и эксплуатационным характеристикам ничуть не уступает именитым мировым производителям.
Описание игрушки
Сейчас рынок переполнен множеством моделей игрушек. Они отличаются по материалу изготовления, комплектации и множеству других характеристик. Железные дороги комплектуется дополнительными элементами, с помощью которых можно соорудить окружение, построить вокзалы, туннели и прочие конструкции. Это существенно повышает реиграбельность и делает игровой процесс еще более увлекательным. Малышам в возрасте двух-трех лет неинтересно пассивно наблюдать за перемещением поезда. Они предпочитают двигать состав самостоятельно. Это способствует развитию координации и мелкой моторики рук. Старшие дети наверняка оценят модели с обширным набором дополнительных деталей, помогающих воссоздать окружение.
Современный рынок предлагает покупателям множество самых разнообразных моделей. Сейчас железные дороги являются полноценными интерактивными играми, с помощью которых дети могут развивать творческое мышление. Существуют модели с пультом дистанционного управления.
Как играть
Игрушка будет интересна детям, начиная с двухлетнего возраста. Самым младшим малышам лучше собирать железную дорогу вместе с мамами и папами. Совместный процесс игры превращают ее в большое семейное развлечение. Прокладывая рельсы и обустраивая окружение, ребенок задействует творческое мышление. Благодаря этому он не только развлекается, но и проводит время с пользой. Преимущества и недостатки
Порой широкий ассортимент моделей железных дорог может затруднить выбор. Покупая железную дорогу, следует проверить, хорошо ли состыкуются рельсы и другие элементы конструкции. Стоит оценить, как выбранный набор может сочетаться с наборами от других производителей, ведь через некоторое время наверняка захочется расширить функционал игрушки. Захочется приобрести новые элементы, благодаря которым можно будет разнообразить окружение, либо обзавестись новыми вагонами. Некоторые производители этого вида игрушки отдельно продают дополнительные наборы для своих моделей железных дорог.
Не стоит также забывать и о безопасности. Если железная дорога приобретается для самых маленьких малышей, в ней не должно быть мелких элементов.
Производство
Несмотря на то, что с момента появления игрушки уже прошло более ста лет, и в наше время она не потеряла своей актуальности, конкуренция стимулирует производителей улучшать качество моделей, снабжать игру дополнительными деталями, реализовывать в поездах новые функции. Среди известных производителей игрушки стоит выделить такие компании, как «Lego», «TOMY» и американскую фирму «Чаггингтон».
Что касается российского производителя, то стоит обратить внимание на продукцию компании «Кроха». Ее игрушки рассчитаны на самых маленьких.
Первые игрушечные поезда оснащались настоящей паровой машиной, то есть двигались за счет использования топлива. Правда, эти модели не были массовыми, а использовались в качестве рекламы для популяризации нового вида транспорта.
Что касается СССР, как это уже упоминалось ранее, производство первой игрушки было налажено в Серпухове. На то время это была вполне качественная и современная железная дорога. Локомотив питался от напряжения в 12 Вольт. Коллекция вагонов насчитывала почти десть видов. Среди них были и пассажирские, и грузовые вагоны. Ширина рельсов составляла 45 миллиметров. После начала Великой Отечественной войны производство игрушек по понятным причинам было остановлено.
Через шесть лет после завершения войны производство игрушки было налажено на московском заводе «Прожектор». Игрушка получила патриотическое название «Пионерская». Она выпускалась на протяжении почти двадцати лет.
Набор состоял из паровоза и четырех вагонов, два из которых были пассажирскими, а два — грузовыми. Кроме вагонов в комплекте было множество дополнительных материалов. Локомотивы, вагоны и железнодорожный вокзал были произведены их металла. Продавался этот комплект в большой деревянной упаковке, вес которой вместе с игрушкой составлял несколько килограмм. В комплекте также был трансформатор с регулятором напряжения, благодаря чему можно было регулировать напряжение и тем самым менять скорость передвижения поезда.
О такой игрушке в те времена мечтали все советские мальчишки. Светофоры переключались в процессе движения поезда. А когда состав подъезжал к переезду, шлагбаумы опускались. Освещались даже пассажирские вагоны. Светились также и фонари на станции. А когда поезд приближался к переезду, его даже встречал дежурный, который к тому моменту покидал свой домик. Особое впечатление собранная и приведенная в движение игрушечная железная дорога производила в темной комнате.
Со временем в СССР стали поставляться также железные дороги иностранного производства. К примеру, можно было приобрести дороги компании «PIKO», которые поставлялись в Советский Союз из ГДР. Стоит отметить и столичный завод «Огонек», производивший довольно качественные игрушечные железные дороги.
В современной России на полках магазинов можно найти множество моделей как от отечественных производителей, так и от иностранных компаний. Выбирая комплект железной дороги, стоит учитывать интересы малыша, его возраст и площадь помещения, в которой игра будет собираться. Существуют множество моделей с персонажами мультфильмов и игр. Наверняка ребенку понравится комплект с его любимыми героями.
Как мы видим, за почти полтора века железная дорога прошла тернистый путь преобразований. И несмотря на наличие огромного выбора игрушек, современные дети обожают смотреть за передвижением поезда по извилистым рельсам также, как и их сверстники десятки лет тому назад. Но в современном мире игрушка, о которой когда-то многие могли только мечтать, доступна каждому.
Благодаря широкому разнообразию моделей и лояльным ценам, купить качественную железную дорогу могут большинство среднестатистических семей. Современная железная дорога — это не только игрушка, но и инструмент развития ребенка. Ведь в мире, где дети много времени проводят за просмотром мультфильмов и другого контента, очень важно позаботиться о том, чтобы малыши отвлекались от привычного в современных реалиях видео-досуга. Процесс игры с детской железной дорогой позволяет изучать мир через тактильные восприятия, узнавать некоторые правила дорожного движения и виды грузов, которые перевозят поезда.
Вот почему железная дорога является одним из лучших подарков как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.